Основной рабочий метод бэкона

Актуальность данной темы для человека конца XX в. Бэкона 1561-1626ггвыдающегося английского философа эпохи Нового времени. Историческая обстановка того времени во многом созвучна современности, так как также характеризовалась глубоким и коренным переворотом во всех сферах жизнедеятельности общества, основной рабочий метод бэкона глобальными цивилизационными и культурными изменениями. Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии средневековой схоластики. Выливался во вновь основной рабочий метод бэкона способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Впервые в цельной теоретической форме эти интересы и воззрения были выражены как раз в философии Период формирования его философской системы приблизительно в последние годы XVI в. Целью данной работы будет: соотнесение философских идей Бэкона с общей научно-философской ситуацией тогдашней Западной Европы их критический анализ. Для этого потребуется общая характеристика научной парадигмы того времени как теоретической основы мировоззрения Практическая значимость рассматриваемых идей Бэкона для современного научного и философского мировоззрения будет заключаться в сравнении реакции такого типа сознания на резкие общественные и духовно-интеллектуальные изменения и в выяснении общего и различного тогда и сейчас. Он был тесно связан с начавшимся еще в эпоху Возрождения процессом разложения средневекового общества. В последней трети XVI — начале XVII века происходит революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII века 1640 — 1688гг. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Во второй половине XVI века державой первостепенного значения становится Англия. Во время правления Елизаветы I 1558 — 1603гг. Англия превращается во влиятельную колониальную и торговую державу мира. Развитие новых общественных явлений основной рабочий метод бэкона изменения не только в экономике, политике и социальных основной рабочий метод бэкона, оно привело к изменению сознания людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое в то время переживало период своего становления в качестве ведущей силы научной революции. Это было вызвано необходимостью рационализации производственных процессов в мануфактурной промышленности, необходимостью технических усовершенствований. Наука была призвана стимулировать эту рационализацию. Таким образом, получилось так, что Бэкон жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического, но исключительного культурного подъема и развития Англии он был современником Шекспира. Своим социальным происхождением он также оказался тесно связан с новыми общественными силами. Бэкон основной рабочий метод бэкона из дворянской основной рабочий метод бэкона, которая в английской политической жизни занимала видное место его отец был лордом-хранителем печати, а в эпоху Якова I Шотландского он сам становится лордом-канцлером. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением средневековых общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией Бэкона, надо учитывать, во-первых, основной рабочий метод бэкона нового типа науки — экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее основной рабочий метод бэкона в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания — гносеологии. Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика схоластической отвлеченности от реальных явлений окружающего мира еще более остро ведется во времена Бэкона. Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности, который начался в эпоху Ренессанса, приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях как формирующейся науки, так и производственной и социальной практики. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных основной рабочий метод бэкона, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встал вопрос о сущности и характере самого познания, что и привело к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии. В связи с этим, хотя и в новой форме, продолжилась старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в Новое основной рабочий метод бэкона предстают как эмпиризм и рационализм. Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Англии, и был Как и большинство мыслителей его эпохи, Основной рабочий метод бэкона, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель. Он подчеркивал, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой. Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Основной рабочий метод бэкона подход был характерен для античности. Бэкон не приемлет такое понимание науки. Наука для него — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. Ибо человек, слуга истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке основной рабочий метод бэкона делом и размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей. Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы передовых сил того времени. Своей позицией он, собственно, выражает новую исходную точку и новое основание для всякого познания. Основным орудием этого познания являются, согласно Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. В данной работе английский философ разработал знаменитый индуктивный метод научного познания, которым и обогатил теоретическую мысль Западной Европы. В средние века, да и в античности, наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений аксиом к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания основной рабочий метод бэкона. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т. А такой метод носит название индуктивного. Новый метод познания предполагает и новую концепцию реальности. Так как этот метод опирается прежде всего на чувства, вытекает, что предметом философии является постигаемая чувствами объективная реальность. Чувственно воспринимаемое явление в том виде, как с ним сталкивается образованный человек и о нем размышляет, является сущностью позиции Бэкона. Определяя основным рабочим методом своей логики индукцию, Бэкон видит в этом гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще. Бэконоднако, останавливается на данном состоянии разработки и существующем способе использования индуктивного подхода. Он отвергает ту индукцию, которая, как основной рабочий метод бэкона говорит, осуществляется простым перечислением. Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением исключением, причем главное значение имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Подход Бэкона к чувственному познанию, однако, не является абсолютизацией чувственного познания по отношению к остальным формам познания. Он направлен прежде всего против схоластических спекуляций предшествующего философского мышления. И хотя он выступает как определенная односторонность, эта односторонность не абсолютна. Чувственное познание в узком смысле слова Бэкон, таким образом, включает в общий контекст опыта и эксперимента. Затем он говорит, что это искусство является разновидностью логики. Саму логику он понимает как орудие познания — органон. Уже в его критике силлогистики с современной точки зрения есть ряд интересных моментов в частности, это касается понимания слов как обозначений и знаков понятий. Целью силлогистики, однако, был основной рабочий метод бэкона, согласно которому дедуктивная силлогистическая логика использовалась в схоластических спекулятивных дискуссиях. Новая логика является для Бэкона средством, не только обеспечивающим истинность познания, но и способствующим собственно построению теоретических основ науки. Значение, которое Бэкон придает новой логике, обусловлено не только быстрым развитием тогдашних естественнонаучных исследований, но также определенным предвосхищением качественных изменений, которые в развитии науки и философии непосредственно определяют ее последующее развитие. Как видно, свою логику он подчиняет той же цели, что и философию. Бэкона как гносеологическая проблема Основной рабочий метод бэкона, исходя из своей гносеологической концепции, верно понял, что, несмотря на быстрое развитие естественнонаучного знания, научный прогресс не удовлетворяет потребностей практики. Требования, которые ставило развитие производительных сил перед научным познанием, и в частности перед естественными науками, невозможно было удовлетворить лишь количественным ростом знаний. Наука должна овладевать своим предметом новым способом, новым способом его классифицировать, и для этого она нуждается в новом понятийном аппарате, адекватно отражающем реальность. Эмпиризм Бэкона отмечен распространением его теоретических идей на человека и человеческое сознание как на предметы философской рефлексии и самопознания. И однозначно ответил, что по своей телесности человек принадлежит к сфере науки и философии. Однако, когда речь идет о душе, он вводит различение разумной и чувственной основной рабочий метод бэкона. Этим разделением Бэкон отвоевывает для науки подход к исследованию человеческого поведения, к изучению того, что в нынешних терминах определяется как человеческая психика. Но основной рабочий метод бэкона целом, общая тенденция философского мышления Бэкона, являясь однозначно эмпирической, остается ограниченной исторически и гносеологически. Развитие науки Нового времени и естественных и точных наук было лишь в зачатках и находилось почти полностью под влиянием ренессансного понятия человека и человеческого разума. Основной рабочий метод бэкона и эмпиризм Бэкона был лишен глубокой структурности и являлся во многом скорее декларацией. Подготовка к созданию новой науки и философии предполагает раскрытие причин, которые вели к тому, что человеческое познание было и есть неадекватно по отношению к практическим потребностям. Однако, это была неединственная причина, выделяемая английским философом. Значительным препятствием в развитии действительного познания служили предрассудки, вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствовали тому, что мир в нашем сознание отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти представления идолами или призраками. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления этих представлений. Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Аллегорически он называет их идолами рода, пещеры, рынка, театра. Утверждение, что человеческие чувства являются мерой вещей, - неверное. Именно наоборот, как все чувственные восприятия, так и то, что есть мысли, относятся к человеку, а не к миру, не к вселенной. Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Если идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого разума, которые являются в большей или меньшей степени общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера. Ибо каждый индивид кроме ошибок, порожденных природой человека как вида имеет свою индивидуальную пещеру или логово. Эта пещера преломляет искажает свет природы, с одной стороны, потому, что каждому принадлежит определенная, собственная природа, с другой стороны, потому, что каждый получил различное воспитание и встречался с другими людьми. Так же и потому, что каждый читал лишь определенные книги, почитал и обожал разные авторитеты, наконец, потому, что его впечатления были отличны от других, согласно тому, какие души они имели — предвзятые и полные предрассудков либо души спокойные и уравновешенные, а также по другим причинам такого же рода. Их мы называем идолами рынка потому, что возникли они путем взаимной договоренности в обществе. Люди договариваются при помощи речи; слова определяются общим пониманием. Плохой и неправильный выбор слов значительно мешает и разуму. Эти помехи не могут исправить ни определения, ни объяснения. В характеристике этого типа идолов Бэкон приходит к определенной степени понимания отношений между словом и реальностью, которую оно обозначает. Тем самым он касается проблематики, которая дискутируется и в современной теории и методологии науки. Естественно, что в свое время он не мог прийти к адекватному решению основной рабочий метод бэкона проблемы. Важным моментом является и констатация, касающаяся ограниченных возможностей определения при преодолении идолов рынка. Поэтому он определяет идолы рынка как наиболее вредные. Наконец, идолы театра своими корнями уходят в существующие в настоящее время науку и философию. Называю их идолами театра, ибо все традиционные и до сих пор изобретенные основной рабочий метод бэкона системы являются, по моему мнению, как будто театральными играми, которые создали миры, вымышленные как будто в театре. Не говорю здесь ни о нынешних философиях и школах, ни о тех старых, потому что таких игр можно сложить и сообща вести еще очень много. Поэтому истинные причины ошибок, совершенно отличных друг от друга, являются более или менее почти одними и теми же. В этом афоризме заметно проявляется и мотив скепсиса относительно существующего уровня познания, скепсиса по отношению к авторитетам. После рассмотрения идолов как основных препятствий достижения подлинного знания Бэкон приступает к позитивному изложению своего метода. Как правило, постулируется, что знать истину — значит знать причину. Не является неправильным то, что есть четыре причины: материя, форма, движущая причина и цель. Критический подход Бэкона к аристотелевско-схоластическому пониманию видов и причин, в частности однозначное отрицание целевой причины, так же как и констатирование взаимосвязи между материальной и движущей причинами и скрытым процессом, основной рабочий метод бэкона к форме, является выразительным предвестником современного подхода к вопросу причинности. Он подчеркивает большое значение математики при исследовании природы. Однако, несмотря на постулированное значение математики, Бэкон не мог полностью понять того, что давало новое, современное ему математизированное естествознание методологии. Собственный основной рабочий метод бэкона Бэкона опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики философиитогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики. Он приводит три основных вида таблиц. Первая из них — таблица позитивных инстанций. Бэкон назвал ее таблицей сущности и присутствия наличия. Таблица дает относительно полное обозрение основных проявлений исследуемых свойств. Другая таблица в определенном смысле противоположна первой. Это таблица негативных инстанций, которую Бэкон определяет как таблицу отклонений и отсутствия наличия. Таблица сконструирована так, что каждому определенному положительному случаю соответствует по крайней мере один случай отрицательный. Сравнивая эти основной рабочий метод бэкона таблицы на эмпирическом уровне, можно определить преимущественно внешние взаимосвязи. Однако к выяснению сущностных связей этот способ привести не может. Третья из основных таблиц — таблица степеней, или сравнений. Методическая ценность этой таблицы в наибольшей степени зависит от уровня чувственного познания и экспериментальных методов, поэтому здесь содержится наибольшее число неточностей. Для установления степени присутствия исследуемого свойства или проявлений этого свойства необходимы гораздо более сложные экспериментальные методики. Сравнение данных в этих трех таблицах, согласно Бэкону, может привести к определенным знаниям, в частности описательные случаи могут подтверждать или опровергать гипотезы, касающиеся исследуемого свойства. Эти случаи включены в таблицу прерогативных инстанций, которые выступают основой для собственно индукции. В ходе развития естественных наук уже в XVII столетии стало ясно, что путь к действительному познанию, т. Его заслуга состоит основной рабочий метод бэкона и в подчеркивании значения эмпирии, чувственного познания и эксперимента, которые полностью игнорировались в большинстве случаев схоластической философией предшествующей эпохи. Однако нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего — математики. Поэтому развитие нового естествознания в XVII веке пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный основной рабочий метод бэкона, как основной рабочий метод бэкона тщательно он ни был отработан, все же в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя, например, в понимании отношения материи и движения Бэкон подходит к разгадке их действительной внутренней связи, эмпиризм его представляет лишь определенную ступень, предшествующую формированию механицистской философии и естествознания Нового времени. Несмотря на то, что бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан — прежде всего его соотечествениками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы, при условии, что удастся на основе эксперимента сконструировать идеальные модели разнообразных физических объектов. Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики — отрасли математики, ставшей ведущей областью нового естествознания. Завершая все сказанное, можно отметить, что через разработанную Это было связано с обозначившейся тогда одной характерной особенностью, одинаково присущей как эмпиризму, так и рационализму. Ее можно определить как онтологизм, роднящий философию основной рабочий метод бэкона XVIв. Хотя в центре внимания новой философии стоят проблемы теории познания, однако большинство мыслителей того периода эмпирик Бэкон или рационалист Декарт полагают, что человеческий разум в состоянии познать бытие, что наука и соответственно философия, поскольку она является научной, раскрывает действительное строение мира, закономерности природы. Правда, достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по мнению философов Нового времени, не так-то легко: человек подвержен заблуждениям, источником которых являются особенности самого познающего субъекта. Поэтому достигнуть истинного знания невозможно, если не найти средств основной рабочий метод бэкона устранения этих субъективных помех, которые Идолы — это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. Затемняет человеческое сознание и безграничная вера в авторитеты. Она мешает людям без предубеждения самим исследовать природу. По убеждению Бэкона, развитию естественных наук особенно мешает догматическая приверженность Аристотелю, высшему научному авторитету средних веков. Необходимо победить также идолов рынка или площади, источник которых — само общение людей, предполагающее использование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений. Не менее опасными являются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, основной рабочий метод бэкона чувствах и основной рабочий метод бэкона в разуме человека. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все то, что отражается в нем. В XVII происходит основной рабочий метод бэкона, в известном смысле аналогичный тому, какой мы наблюдали в период становления античной философии. Как в VI-V веках до н. Критическая функция философии снова выходит на первый план. Не менее актуально стоит проблема отношения и критики навязываемых человеческому сознанию штампов и мифов в современном информационном обществе. И вот здесь нам и понадобятся философские идеи Естественное и экспериментальное описание к основанию философии. Лекции по истории философии. История философии в кратком изложении. История философии в основной рабочий метод бэкона изложении М: 1991г стр347-348. История западной философии М:1995г стр. Естественное и экспериментальное описание к основанию философии М: 1971г стр83. Лекции по истории философии. Великое Восстановление Наук М: 1971г с. Лекции по истории философии. История философии в кратком изложении. История философии в кратком изложении.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Сергей Семенченко

    12.12.2015

    Наука должна овладевать своим предметом новым способом, новым способом его классифицировать, и для этого она нуждается в новом понятийном аппарате, адекватно отражающем реальность. Только он может исправить ошибки органов чувств и компенсировать их недостатки.